Танда Третьей планеты (lugovskaya) wrote,
Танда Третьей планеты
lugovskaya

Categories:

Герой почти не виден

Сходили на варненскую постановку «Дракона» (режиссёр — Явор Гърдев).

Это круто, это любопытно, это обо многом интересном. Если коротко, то я бы сказала, что это «Дракон» здорового человека. Со всеми плюсами и минусами, ага. И это по Шварцу ровно настолько, насколько джексоновский «Властелин колец» — по Толкину. С любовью и — в некоторых местах — с добуквенным следованием. А в некоторых — нет. А в некоторых — «что, блин, хотел сказать автор?», но об этом позже.

Итак, для начала. Из всех персонажей у нас остался с именем ровно один — кот Машенька. Остальные — «Герой» (Ланцелот), «Девушка» (Эльза), «Сын Бургомистра» (Генрих), ну и прочие вроде как архетипы. Может быть, так даже и лучше.

Начинается комедийно: Герой, не докричавшись до хозяев, влезает в окно и, не заметив кота, садится на него. Не заметить, кстати, легко — всё исключительно монохромно (1), серый кот на фоне серых труб воздуховодов, что кольцами свиваются по всей сцене, вполне неплохо замаскирован. Кот ожидаемо недоволен, но дальше до прихода хозяев действие идёт достаточно канонично. Отдельно приятно, что не выкинули кусок про цыган (увы, весьма актуальная для Болгарии тема).

Архивариус и Девушка, надо понимать, отличаются от прописанных Шварцем уже изрядно. Архивариус — не привычный нам интеллигент-задохлик, а вполне себе условный бюргер. В нём есть энергия, он не просто способен повысить голос, но и делает это. Даже на Дракона, ага. Потому что ну почему бы и нет? Он же прав? (2)

Девушка... Девушка, надо сказать, совершенно охренительная, вообще лучшая Эльза из виденных мною (ну за тем лишь исключением, что она не Эльза). По пьесе ей лет 13-14 (3), она подросток. Она гневная, она страстная, она сильная, она влюблённая (поначалу она действительно влюблена в Сына Бургомистра, потом — в Героя). Её можно убить, ею можно манипулировать (до определённых пределов, и всё же: она подросток, она ведётся на общественные ожидания) — но её не сломали. «Чорні брови, карі очі», далее по тексту. Понятно, почему Дракон таких эльз на смерть отбирает в тинейджерстве. Даст подрасти — хана Дракону, на скаку остановят и головы нах оторвут. Голыми руками, тонкими и нежными. Порвуть цього ящера на шмаття, тому що будуть мати час та натхнення. Воплощённый огонь. На такую действительно нельзя не залюбоваться (4).

Дракон (Михаил Мутафов, звезда болгарской сцены) тоже очень хорош — и страшен. Даром что одна голова — но ему вполне достаточно. Местный Дракон не склонен к спецэффектам, но огнетушители на сцене — не просто реквизит.

Отдельно — немерено сильная сцена, когда Дракон подзывает к себе Девушку. Словами «дай лапку, мордочку выше, улыбайся» дело не ограничивается. Дракон обнимает избранницу, Девушка застывше, невидяще, выученно улыбается — и комкает рукой белое своё платье. Ярче метафору насилия — ещё поискать.

В отличие от Девушки, Бургомистр, наоборот, куда менее экспрессивен и ярок, чем ожидается. Ну заварите его, ну вскипятите. Неплохо. Не провально. Но не вау. Да, и кататония, сколь мне помнится, падения не требует. А Сын Бургомистра — более живой, более человечный, поначалу ещё боящийся отца. Девушку, похоже, по-своему даже любит, ну как может. И да, никаких там «если бы не часовой, я бы тебя обнял» - нет часовых, и обнимаются жених с невестой жарко.

Что нет часовых (хотя есть формальный патруль, ну чисто шоб було) — это важно. Начиная с появления Бургомистра, идёт, судя по всему, непонимание что режиссёром, что актёрами, о каком невероятном, немыслимом днище писал Шварц. Ещё раз — с нами «Дракон» здорового человека. Ставят это не невротики, не люди с выученной беспомощностью, не раздавленные системой в тонкий блинчик. Они читают текст и воспринимают тот слой, который в принципе позволяет их чувственный опыт. Остальное — не входит в круг понятий и не может. Даром что намёков на Советский Союз хватает (кстати, именно на СССР, а не на, допустим, турецкое иго), да и по современной России краешком проехались: герб города Дракона ну оч-чень похож на двуглавую курицу, третья голова формально есть, но визуально считывается сильно не сразу (5).

Поэтому, когда Девушка говорит с Героем и, по задумке Дракона, должна была бы его убить, - она не выбрасывает нож в колодец, фига с два. Она вручает нож Герою. Отрава действенна и против Дракона — это оружие, нечего таким разбрасываться, всё лучше, чем справка о копье в ремонте. Очень здешняя логика, очень здравая. Совершенно не шварцевская.
Поэтому «лучшие подруги Девушки» — старухи. Надо же откуда-то причину происходящего брать, ну пусть тут будет конфликт поколений. Это понятно. Та исторически реальная раздавленность, в том числе и молодых, — вообще за гранью интеллигибельности. «Подруги» заваливают Девушку белыми цветами — символ очевиден, но это хвост не от той кошки (6).

Что погонщиков всего двое, они и ткачи, и кузнецы, и шляпники — ладно. Погонщики хороши, говорят синхронно, делают всё, как надо. Осёл тоже славный, жаль, что ему практически роли не досталось.

Бой достойный. Дракона и Героя, понятное дело, мы не видим, только слышим происходящее наверху да порой пульсируют всполохи. Видим реакцию горожан. Мальчик тоже хорош, кстати (7).

А вот дальше... дальше такое.
Выброшена сцена смерти Дракона — а это ведь важно.
Выброшена сцена с Ланцелотом, который говорит о приближении своей смерти — а это ведь важно. Вместо этого Герой зачем-то тащит хвост Дракона. Ну то есть можно предположить, что это такой намёк на Голгофу, но куда более похоже на чувака, который накупил на базаре крупной рыбы и теперь пытается дотранспортировать эту тяжесть домой, чтобы её там запечь в духовочке к празднику. Ещё и хвост на срезе ужасно похож на нечто среднее между сёмговой форелью и тунцом. Да, я понимаю, что рыба — чаще!

Потом — снова режиссёрская удача, даже две. Оба связаны с семилетним вполне себе по реалу Мальчиком (я же говорила, что он хорош!).
В сцене репетиции приветствия Президенту города aka бывшему Бургомистру вместо сравнительно проходного у Шварца:

«1-й горожанин. Даже пташки чирикают весело. Зло ушло — добро пришло, чик-чирик, чирик-ура!
Генрих. Уныло чирикаете, любезный! Смотрите, как бы вам самому не было за это чирик-чирик
1-й горожанин (весело). Чик-чирик! Чирик-ура!
Генрих. Так-то лучше»

происходит следующее:.

«Мальчик. Зло ушло — добро пришло, чик-чирик, чирик-ура!
Сын Бургомистра (резко, зло, с сильным нажимом). Веселее!
Мальчик (стараясь веселее). Зло ушло — добро пришло, чик-чирик, чирик-ура!
Сын Бургомистра (совершенно не уменьшая нажима). Веселее!
Мальчик (ещё более стараясь). Зло ушло — добро пришло, чик-чирик, чирик-ура!
Сын Бургомистра (точно так же резко и зло). Веселее!..»

Повторяется это раз восемь. Ох ты ж блин, как это сильно. На мелкого мальчишку тут давят совершенно всерьёз — а он выдерживает. Потом его, кстати, ещё и Президент пнёт: «Веселее!»

Вторая — после монолога Девушки про нож разбойника: «Неужели никто не вступится за меня?». Мальчик, который у Шварца говорит: «Я бы вступился, но мама держит меня за руки» — тут плевать на все эти ограничения хотел. Он кричит Президенту: «Я вызываю тебя на бой!», и пока мама и прочие окружающие Мальчика иммобилизуют, повторяет ещё дважды: «Я вызываю тебя на бой! Я вызываю тебя на бой!».
Потом его, конечно, сворачивают бантиком и биться не дают.

А вот концовка — самый странный кусок в пьесе. Да, понятно, что именно концовку «Дракона» переписывают все, кому не лень. Но тут — то ли лыжи не едут (и это попросту провально), то ли я идиот (и чего-то не ловлю).

Герой появляется — невидимый. Ударом сбивает Президента на пол, тот падает. Кричит, что ежели к нему есть претензии, то он уйдёт в отставку, всё такое. Стягивает с себя перчатки и плащ, оставляет их валяться на сцене. Как побитая собака — но уходит, ему не препятствуют.
Сын его вообще никого не интересует.
Горожане никого не интересуют. Какое там «убить Дракона в себе» и «работа предстоит муторная, хуже вышивания» - это уж скорее «кошка бросила котят» и далее нецензурно.
Девушка, до того стоящая на подоконнике (потому что она произносила монолог), выскальзывает за окно. Герой подхватывает её и они уходят, сопровождаемые Ослом и котом Машенькой.
Мальчик подходит к брошенной одежде Президента, примеряет перчатки, натягивает плащ (в его случае, естественно, волочащийся по полу) и тоже уходит.
Эээ...
Ээээээээ?

Герой на самом деле умер, Девушка тоже умерла, как и предполагалось после свадьбы, а Президент тупо сошёл с ума? Непохоже. Архивариус живёхонек, да и взаимодействие с Ослом и котом какое-то... не посмертное.
Героя всё задолбало, он дал в морду самому неприятному субъекту, а остальных послал в пешее эротическое путешествие — типа, с него и Девушки хватит? А фиг ли он тогда выёживался: «Я полюбил этот город, потому что я полюбил тебя?»
И, кстати, ну с чего Мальчик-то в эти перчатки лезет, а? Никакой подводки не было. Не с чего Мальчику первым учеником становиться. Он вообще о другом.

Что всё это было? Зачем всё это было?

***
Итожа:

Спектакль неоднозначен и неоднороден, но, тем не менее, очень крут. Сходить однозначно стоит. Может, даже и не раз.
И да, если поймёте концовку — расскажите мне, а?

--
(1) Вообще за весь спектакль единственный цвет не из растяжки «чёрный-белый», кроме лиц актёров, - зелёные стебли цветов.
(2) Хотя над артикуляцией что Архивариусу, что девушке неплохо бы чуть-чуть поработать. Вполне пристойная в разговоре, на крике — она смазывается. Ну это так, мелкие штрихи.
(3) Актрисе Александре Златевой, кстати, не сильно больше, чем героине, — ей 16 лет. Талант неоновыми буквами на лбу написан. Буду дальше её роли отслеживать.
(4) И какой же это контраст с Эльзой-Воплощённым-Фейспалмом из фильма Захарова...
(5) На фото это видно (да, все фото — не мои, а из интернетов, мой мобильник из зала такое не берёт :( ).
(6) Кстати, о внимательном чтении текста: в варненской постановке ошибку Шварца нашли и поправили. Там, где в третьем действии Эльза рассказывает Генриху: «Ровно год назад, когда кончался бой, кот побежал на дворцовую площадь...» и далее в мужском роде, Девушка говорит про кошку. И правда, с чего бы хозяевам, которые за всю жизнь не удосужились кота от кошки отличить, переменить своё мнение о Машеньке?
(7) 7-летний Здравко Кънчев, всё по правде, маленького мальчика и играет маленький мальчик. И держится весьма убедительно.

elza_lezhit
Действие 1.
Сын Бургомистра объявляет: "К вам господин Дракон". Девушка ложится на подоконнике, складывает руки на груди: равно готовая к смерти и к насилию.
Но Дракону пока не до неё.

drakon_elza_charlemagne
Действие 1.
Дракон уже потребовал принести метёлку. Девушка принесла, но ещё не понимает, зачем.

ogon
Действие 1.
Бенгальские огни - как символ гнева Дракона.

burgomistr_hero
Действие 1.
Бургомистр и Герой: "Не подходите ко мне, не смотрите мне в глаза, двигайтесь плавно..."

ne_ubijstvo
Действие 2.
Девушка - науськанная не только женихом, "лучшие подруги" тоже азартно смотрят "ну же, давай", - пытается убить Героя. Не может. Убегает.

elza
Действие 2.
Герой признаётся Девушке в любви. Она осознаёт происходящее.

elza_s_nozhom
Действие 2.
Девушку продолжают науськивать, чтобы она убила Героя. Но уже не на ту напали...

malchik2
Действие 2.
Мальчик, который сам много дерётся и знает, как выглядит, когда кого-то бьют.

kuritsa
Действие 2.
Лучшие люди города наблюдают за битвой. Герб двуглавой кур... пардон, трёхглавого Дракона пока ещё актуален.
Subscribe

  • Сон очередной

    Сон очередной. Приснилась сказка. Вот уже вся такая напечатанная, в книжке с красивыми цветными иллюстрациями. Жил да был Уж. Как все ужи, дом от…

  • Сон очередной

    Приснилось, что палеонтологи откопали кости нового, ээээ, подвида (?) людей - ну примерно в том же смысле подвида, как и homo naledi. Назвали…

  • резюме

    какая жопа тут случилась ведущий я специалист эксперт свидетель и ценитель я глист

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments